Городская среда

Я буду долго гнать велосипед… и самокат: безопасность индивидуального мобильного транспорта зависит от степени развития инфраструктуры


АГН «Москва»

Еще недавно средства индивидуальной мобильности (СИМ) были детским развлечением во дворах и парках, сейчас ситуация изменилась — и подобные устройства стали новым экологичным видом транспорта. Перспективы развития велосипедного и самокатного движения обсудили эксперты в рамках третьей отраслевой конференции «Съезд на СИМ — 2024».

По прогнозам мэра Москвы Сергея Собянина, в ближайшие годы большое развитие получат новые виды городской мобильности. В частности, уже в этом сезоне городской велопрокат пополнится еще 3 тыс. электровелосипедов. «Прокатные станции есть практически во всех районах столицы, в том числе за пределами МКАД, а также в подмосковной Балашихе. Востребованность постоянно растет. В 2015 году прокатные велосипеды использовали в среднем 3 тыс. раз в сутки, а в 2023-м их брали в 4 раза чаще», — уточнил Сергей Собянин. Кроме того, до 2030 года запланирована масштабная экспансия самокатов, а число поездок вырастет примерно вдвое. Так, к 2030 году количество поездок с использованием СИМ увеличится с 350 тыс. до 750 тыс. в сутки, что сопоставимо с пассажиропотоком линии метро.

При этом, по словам главы архитектурного бюро MAD Architects Марии Николаевой, в России эксплуатация «гаджетов на колесах» несколько ограничена фактором сезонности, но в теплое время года ежегодно она становится все интенсивнее. «Преимущества для людей: высокая мобильность, экономичность, универсальность и доступность. Во время пандемии такие устройства оказались незаменимы при перемещении на небольшие расстояния сотрудников служб доставки, что значительно упростило работу онлайн- ретейла», — пояснила она.

Такую популярность подтверждают сухие цифры: только в прошлом году жители и гости города совершили на арендованных самокатах больше 64 млн поездок, а всего за шесть лет работы сервиса в Москве пользователи совершили 102 млн поездок. Как рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов, в этом сезоне в городе доступно для аренды 60 тыс. электросамокатов. «Городской сервис аренды велосипедов — один из крупнейших в мире. Более 10 тыс. велосипедов доступно пользователям. По всей Москве и за МКАД работает свыше 780 станций велопроката, в том числе в Балашихе и Сколкове. Кроме того, продолжим развивать велоинфраструктуру не только в центре города, но и в других районах, где открываются новые станции метро», — отметил Максим Ликсутов.

Эксперты отрасли в рамках конференции сошлись во мнении, что основной проблемой личного электротранспорта остается острая нехватка соответствующей инфраструктуры. «Смешение пешеходного трафика с индивидуальными средствами передвижения, которые не относятся к классическим категориям, приводит к конфликтным ситуациям, повышенному стрессу, а порой даже к травмам. Для того чтобы минимизировать их и сделать кикшеринг более цивилизованным, эффективным и безопасным, необходимо адаптировать городскую среду под эти нужды», — отметил партнер архитектурного бюро Syntaxis Александр Стариков.

«Зеленое кольцо»

Надо отметить, что в последнее время ситуация меняется: город ведет активное благоустройство улиц, в том числе развивает инфраструктуру для средств индивидуальной мобильности. «Уже сегодня пользователям самокатов и велосипедистов в столице доступно более 500 км велоинфраструктуры. Кроме того, в Москве реализуется масштабный проект «Зеленое кольцо», в рамках которого планируется организовать постоянные велополосы на 12 улицах. Маршрут пройдет через 32 парка, 29 ТПУ и 20 магистралей, а его общая протяженность составит свыше 120 километров», — рассказал первый заместитель директора, главный архитектор ГБУ «ГлавАПУ» Артём Дедков.

По мнению декана факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Евгения Михайленко, вместе с ростом популярности самокатов как вида транспорта растет и спрос на соответствующую инфраструктуру. «Насколько плотной должна быть инфраструктурная сеть? Она не должна ограничиваться существующими велодорожками. Нужно создавать выделенные полосы для движения на самокатах. Ширина некоторых улиц вполне позволяет выделять разметкой такие полосы. А вот на узких участках с ограничением скорости до 30 км/ч, например, в Банковском и Кривоколенном переулках, СИМ могли бы передвигаться в одном потоке с автомобилями — на мой взгляд, обособленная полоса здесь не нужна», — поделился мнением Евгений Михайленко.

Сложности проектирования

Понимая важность и необходимость развития инфраструктуры, эксперты отмечают, что проектирование новых дорожек, маршрутов, станций зарядок и парковок требует серьезной проработки нормативов. «В настоящее время около трех десятков сводов правил и нормативов затрагивают вопросы организации инфраструктуры, необходимой для безопасного движения самокатов и велосипедов. Однако, по нашему мнению, прежде всего необходимо внести изменения в три основных свода правил», — сказал директор ФАУ «ФЦС» Андрей Копытин.

«Требуются изменения в нормативную базу, и в первую очередь в свод правил СП 42 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», а также в СП 82, регламентирующий требования по благоустройству территории, и СП 396, определяющий требования для проектирования дорог в населенных пунктах», — считает Андрей Копытин.

В настоящее время специалисты ФАУ «ФЦС» анализируют состояние нормативной базы, определяют потребности участников велосипедного и самокатного движения, исходя из которых уже и будут внесены изменения в нормативную базу.

Где деньги, СИМ?

Весьма важный вопрос — кто будет оплачивать работы по созданию инфраструктуры, ведь это серьезные инвестиции, большая проектная работа, организация движения в период строительства и многое другое. Важно помнить, что города обладают очень разными бюджетными возможностями, поэтому, по мнению Александра Старикова, разумно было бы выработать индивидуальные программы финансирования в зависимости от локации, окружения, списка заинтересованных лиц. «Где-то это могут быть муниципальные средства, где-то привлечение денег операторов кикшеринга, где-то программы ГЧП с субсидиями от государства для мотивации бизнеса», — сказал он.

В то же время, по мнению Евгения Михайленко, сегодня ни девелоперы, ни город не заинтересованы в создании дополнительных станций для электросамокатов. «Нет нужды в них и для обычного пользователя, который заинтересован в фактическом наличии самокатов рядом с собой. Сейчас реализована концепция «виртуальной парковки», что удобнее. Отмечу, что места для парковки уже выделены, и для дополнительного комфорта их можно было бы, например, накрыть крышей от дождя», — уточнил эксперт.

Что скажет купечество?

Стоит отметить, что бизнес следует актуальным трендам и уже оборудует инфраструктуру микромобильности как в границах своих объектов, так и на прилегающих территориях. Как пояснила заместитель генерального директора STONE Виктория Васильева, запрос на микромобильность продолжает расти, и девелоперы не могут не учитывать этот тренд в своих проектах. «В настоящее время внедрение инфраструктуры микромобильности становится неотъемлемым атрибутом, например, бизнес-центров. Девелоперы предусматривают в паркингах места для парковки велосипедов и самокатов, а также зарядные устройства для электросамокатов, а в непосредственной близости от объектов все чаще устанавливаются станции городского проката», — пояснила она.

В свою очередь, коммерческий директор O1 Properties Павел Барбашев отметил хорошие перспективы электротранспорта: расширение сети зарядных станций для электротранспорта в бизнес-центрах Москвы представляет собой важный шаг на пути к созданию экологически устойчивой городской среды. «Именно поэтому нами было принято стратегическое решение об установке зарядок для электротранспорта. В настоящее время станции доступны в трех бизнес-центрах компании: Lighthouse, iCUBE и «Большевик». В каждом бизнес-центре зарядки востребованы: не только сотрудники и арендаторы могут зарядить свой транспорт, но и все желающие», — добавил он.

Уделяют внимание подобной инфраструктуре и в рамках жилых проектов. К примеру, возле комплекса Dream Towers расположены велопарковки, а на соседней территории «Острова мечты» можно арендовать ролики и электросамокаты. «Благоустроенная гармоничная среда для жизни и занятий спортом создана и около ЖК «Преображенская площадь» на северо-востоке Москвы. Здесь предусмотрены места для парковки и хранения велосипедов и самокатов. В непосредственной близости от жилого комплекса есть велосипедные дорожки, пункты проката и места для зарядки электросамокатов, на которых можно совершать прогулки по историческому району Преображенское или доехать до расположенных поблизости парков», — рассказала коммерческий директор Regions Development Лилия Арцибашева.

По материалам

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»