Городская среда

Культура в бетоне: в ближайшие годы стрит-арт и искусство массово «шагнут» в проекты городского благоустройства


Кирилл Зыков/ АГН «Москва»

Несмотря на то, что в российских городах еще немало районов массовой застройки с типовыми домами, девелоперы все чаще обращают внимание на необходимость обеспечения уникальности и узнаваемости своих кварталов. Например, устанавливают памятники, монументы, украшают фасады мозаикой, горельефами, рисунками. По мнению экспертов, этот тренд в ближайшие годы будет только набирать обороты.

Это просто красиво

За последние 13 лет в столице, несмотря на различные кризисные явления и экономические трудности, построено почти 60 млн кв. метров жилья. Более того, и сегодня темпы строительства и объемы заявленных девелоперами проектов не снижаются. Однако вместе с ростом количества новых жилых комплексов неизбежно встают вопросы качества формируемой городской среды и ее воздействия на жителей. Как пояснил психолог, доцент кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Денис Никитин, окружающая среда в значительной степени влияет на каждого человека. «Психика человека — не компьютер. Верите вы в эмоции или нет — они у вас есть и формируют ощущение качества жизни, комфорта места, где живешь. Как тысячи лет назад греки и римляне, так и мы сегодня украшаем нашу повседневность. Только мы уже можем объяснить, зачем нам это нужно, какие нейромедиаторы вырабатывает организм, как позитивный эмоциональный стресс оздоравливает человека, как создаются новые нейронные связи, улучшая работу мозга. А еще — все это просто красиво», — подчеркнул психолог.

Важность повышения качества городского ландшафта и формирования дружественной человеку среды понимают и городские власти. «Познание искусства — один из главных драйверов формирования современного общества. Публичное уличное искусство играет важную роль еще и потому, что имеет очень большую аудиторию — не надо идти в музей: сама городская среда и есть музей. Только классический музей подразумевает застывшие формы, а тут динамичная экспозиция», — пояснил главный архитектор столицы Сергей Кузнецов.

Более того, практика использования искусства в девелоперских проектах в ближайшие годы станет, по его мнению, повсеместной и шагнет в кварталы массовой застройки. «Любая тенденция начинается с некоего центра и потом распространяется. Я думаю, в очень скором времени мы увидим более активное применение таких инструментов. Уже сегодня в благоустройстве мы хотим системно внедрять арт-объекты. Поэтому совет тем, кто сомневается, быть или не быть стрит-арту, — да, конечно, быть, надо делать», — поделился ожиданиями Сергей Кузнецов.

Стрит-арту быть!

Обоснованность такого подхода отметил исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы Владислав Преображенский: «Во все времена власть стремилась формировать жилую среду, которая не только была бы отражением утилитарных нужд, но и создавала дополнительные смыслы, имела эстетическую привлекательность, выделяла исторические и сакральные символы, а самое главное — производила впечатление на приезжих, вызывая гордость горожан».

По его мнению, однообразность среды обитания большинства населенных пунктов в СССР создавала мощный разрушительный импульс в сознании граждан. «Современный подход девелоперов и власти показывает, что урок усвоен и необходимо стремиться к созданию удовлетворенности от условий проживания в своем городе. Частично это инициатива сверху, частично инициатива застройщиков, но изменение городской среды налицо», — отметил Владислав Преображенский. Все началось с индивидуализации облика жилья, что позволило раскрасить повседневную жизнь. Сейчас в Москве появляются здания, которые, если пройдут экзамен временем, станут историческими культурными объектами. Многие застройщики уже осознали, что создание культурной среды не только активирует и повышает спрос на их комплексы, но и отражается на стоимости жилья. Как следствие, арт-объекты появились сначала в проектах дорогих домов, а затем эта практика стала применяться и для стандартной застройки.

Стоит также иметь в виду, что широкое распространение стрит-арта и вовлечение культуры как инструмента в градостроительную политику имеет и серьезное социальное значение. По словам декана факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Евгения Михайленко, такой подход гарантирует повысить уникальность территорий. «А украшение новых кварталов к тому же положительно влияет на снижение так называемого «эффекта окраины», то есть районы перестают быть однотипными», — пояснил социолог.

Однако он предостерег от принятия решений о благоустройстве или украшении территорий без учета мнения горожан: «Дело в том, что благоустройство, навязанное сверху, горожане могут не оценить. Поэтому очень важно иметь в виду, во-первых, мнение местных жителей, а во-вторых, принять во внимание историческую роль этих территорий», — добавил Евгений Михайленко.

По материалам

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»