Инфраструктура

Марат Хуснуллин: строить инфраструктуру будем за счет привлечения внебюджетных средств

Национальный форум инфраструктурных компаний (НФИК) – 2024, состоявшийся в Москве 23 апреля, вот уже в третий раз собрал на своей площадке руководителей органов государственной власти, глав крупнейших компаний в сфере транспортного строительства, инвесторов, ведущих отраслевых экспертов, специалистов-практиков, представителей научно-образовательного сообщества.

Открыл мероприятие президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Он подчеркнул, что РСПП ведет последовательную системную работу по поддержке крупных инфраструктурных проектов и совершенствованию сферы регулирования отрасли. По словам главы РСПП, за три года работы Национальная ассоциация инфраструктурных компаний показала свою высокую эффективность, которую по достоинству оценили как в отраслевом сообществе, так и в органах государственной власти.

Заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин, выступая перед участниками форума, подчеркнул значимость инфраструктурных компаний и поблагодарил их за плодотворную работу, которая проделана с 2020 по 2023 год совместно с администрацией президента и правительством.

«С 2020 года нам вместе удалось сделать очень многое для развития дорожно-транспортной отрасли и обеспечения устойчивого развития страны. Итоговые рекордные цифры говорят сами за себя. Продолжаем также очень важную работу по сокращению инвестиционно-строительного цикла. В перспективе срок реализации строительных проектов от идеи до регистрации права собственности не должен превышать 1 тыс. дней, кроме сложных и уникальных объектов. Кроме этого, считаю ключевой задачей на ближайшие годы на 22% поднять производительность труда. Мы утвердили и актуализировали пятилетний план дорожного строительства, есть также задача составить конкретную программу деятельности до 2030 года и сделать прогноз до 2036 года. Будем продолжать этим заниматься», – заверил собравшихся Марат Хуснуллин.

По словам вице-премьера, за четыре года рост по объему строительных работ, включая дорожные, составил 27%. Построено, реконструировано и приведено в нормативное состояние 114 тыс. км дорог, уложено более 668 млн кв. м асфальтобетона, в том числе в рамках нацпроекта БКД. Продолжается реализация Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, модернизируется инфраструктура железнодорожных путей, региональных аэропортов и морских портов.

По мнению вице-премьера, новые автодороги необходимо учиться строить за счет привлечения внебюджетных средств. «Строить только за бюджет мы дороги не сможем», – подчеркнул он. В настоящее время подготовлена программа по строительству 10 тыс. километров платных дорог с привлечением частных инвестиций. При этом, как отметил в своем выступлении на форуме помощник президента РФ Игорь Левитин, текущая стоимость проезда по платным дорогам позволяет более активно вовлекать инвесторов к участию в инфраструктурных проектах.

Председатель правления ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко в своем выступлении отметил, что с 2010 года госкомпания привлекла в дорожное строительство почти 1 трлн рублей частных инвестиций. В доверительном управлении «Автодора» находится почти 5 тысяч км дорог, из них более 3 тысяч – построено с нуля. Только в прошлом году было открыто движение по более чем 800 км новых дорог. Такие результаты по итогам 15-летия госкомпании стали возможны, в том числе за счет привлечения инвестиций.

Благодаря принятым правительством РФ мерам в конце этого года с открытием обхода Твери и движения по М-12 до Екатеринбурга автомобилисты смогут комфортно, быстро и безопасно путешествовать, подчеркнул Вячеслав Петушенко. Расчетное время в пути от Казани до Екатеринбурга сократится на 50%, от Санкт-Петербурга до Екатеринбурга на 45%, что даст положительный экономический эффект для регионов, по которым проходит маршрут «Россия». М-12 уже становится драйвером увеличения градостроительного потенциала и инвестиционной привлекательности субъектов прохождения.

Генеральный директор холдинга «Автобан» Алексей Андреев, выступая на пленарном заседании, отметил, что сложность текущих бюджетных ограничений возможно компенсировать благодаря привлечению денежных средств из банковского сектора в рамках 115-ФЗ. По его словам, банки проявляют высокий интерес к финансированию концессионных проектов, а также имеют для этого необходимый запас ликвидности. Это поможет дорожной отрасли сохранить высокие темпы строительства опорной сети скоростных дорог, соединяющей города-миллионники и развивающей экономику страны.

Также глава холдинга в очередной раз обратил внимание дорожного сообщества на важность сохранения объемов строительства и ввода магистралей. Он напомнил, что снижение объема работ у крупных игроков строительного рынка, как правило, приводит к снижению объемов и в других секторах. «На одного человека, занятого дорожным строительством, приходится до 11 рабочих мест в смежных отраслях. Поэтому экономический ущерб от сокращения темпов дорожного строительства может стать колоссальным», – выразил озабоченность Алексей Андреев.

Для повышения привлекательности строительной отрасли и производительности труда крайне важна позитивная коммуникация строительных организаций с учебными заведениями, а также проведение конкурсов профессионального мастерства. Таким мнением поделилась заместитель генерального директора по управлению персоналом ГК «Нацпроектстрой» Татьяна Горловская, выступая на стратегической сессии НФИК, посвященной обеспечению отрасли квалифицированными специалистами. В сессии принял участие ректор МАДИ Артем Ажгиревич, представители органов государственной власти, научно-образовательного сообщества, инфраструктурных компаний, студенты вузов.

Среди мер, с помощью которых компании могут поддерживать интерес соискателей, были названы: участие в студенческих форумах и ярмарках вакансий, использование современных IT-технологий, развитие HR-бренда, улучшение условий труда. На сессии была также отмечена важность развития мультикомпетенций сотрудников: когда специалисты развиваются в 2-3 смежных профессиях, совмещая различный функционал.

Лучшие практики по внедрению новых технологий в дорожном строительстве были представлены в ходе сессии ГК «Автодор»: «Инновации в дорожном строительстве: далекое будущее или современная реальность». Техническая политика госкомпании при строительстве и эксплуатации дорог предусматривает внедрение новых решений. Такой подход дает возможность снизить издержки и сократить сроки строительства. Внедрение инноваций идет сначала на опытных участках с оценкой эффективности. По итогам положительного результата готовятся предложения по стандартизации и широкого применения на сети дорог в России.

Одной из инноваций является предложение «Автодор-Инжиниринга» по использованию местных материалов для устройства основания дороги. О подробностях подхода рассказал глава компании Константин Могильный. Опытом внедрения новых подходов поделились с участниками сессии принявшие участие в ее работе коллеги из КНР. По итогам сессии будут сформулированы предложения от дорожного сообщества и переданы в федеральные органы власти. Участие в сессии приняли 50 студентов профильных вузов страны: Российского университета транспорта (МИИТ), МАДИ, МГСУ.

В рамках форума состоялись также сессии «Актуальное ценообразование в автодорожном строительстве: ресурсно-индексный метод», «Цифровое будущее строительства: как технологии меняют отрасль», «Актуальные вопросы обеспечения больших строек дорожно-строительной техникой».

Участники форума также приняли участие во встречах в формате B2B, оценили достижения ведущих производителей материалов и техники для инфраструктурного строительства в рамках выставочной экспозиции «Технологические достижения отрасли».

Подводя итоги насыщенного делового дня, генеральный директор НАИК Мария Ярмальчук выразила признательность организаторам и участникам форума за активную и продуктивную работу. Она отметила важность приоритетов, которые озвучил в своем выступлении вице-премьер Марат Хуснуллин. «Отрадно, что и куратор отрасли Марат Шакирзянович Хуснуллин, и администрация президента в лице Игоря Евгеньевича Левитина озвучили совершенно однозначный тезис о том, что мы должны увеличивать количество проектов с внебюджетными источниками финансирования, даже в текущих условиях», – поделилась мнением Мария Ярмальчук.

«Задача НАИК – отстаивать интересы отрасли инфраструктурного строительства: дорожного, мостового, гражданского, – подчеркнула генеральный директор Ассоциации. – То высокое представительство, которое имело место на форуме, говорит о том, что мы полезны не только компаниям, но и органам госвласти. Мы является своего рода «единым окном» для наших регуляторов, которые с нашей помощью могут получить условно «среднюю температуру» по отрасли и оценить ее текущее состояние».

По материалам

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»